- АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Комплекс экономических, административных и законодательных мер, направленных на обеспечение условий для рыночной конкуренции, в том числе и
предупреждение и пресечение:
- монополистической деятельности,
- недобросовестной конкуренции,
- антиконкурентных соглашений
- антиконкурентных действий органов власти,
-контроль экономической концентрации.
- КОНТРОЛЬ соблюдения требований законодательства о РЕКЛАМе
Меры, направленные на:
- предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной нанести вред потребителям рекламы.
- контроль публичных закупок
Меры, направленные на предотвращение нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и восстановление конкурентных условий для их осуществления.
Курганское УФАС России осуществляет в своей деятельности:
- согласование предоставления территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления государственных и муниципальных преференций
-возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- согласование возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) для федеральных нужд территориальных органов федеральных органов государственной власти, а также уполномоченных ими получателей бюджетных средств
-вносит в Федеральную антимонопольную службу проекты приказов и других документов по вопросам,
- осуществляет обмен информацией с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами и органами прокуратуры Российской Федерации
-обеспечивает в пределах компетенции территориального органа защиту сведений, составляющих государственную, коммерческую и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну;
-участвует в процессе заключения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления соглашений о взаимодействии при исполнении государственных функций;
-выдает (направляет) обязательные для исполнения: предписания, предупреждения
- принимает решение о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков
- рассматривает дела об административных правонарушениях, налагает административные штрафы;
- осуществляет оценку состояния и основных тенденций развития конкуренции в Курганской области, сведений о выполнении мероприятий (в том числе планов развития конкуренции), достижении ключевых показателей, выявления основных проблем, тенденций и выработки предложений по развитию конкуренции в отдельных отраслях Курганской области
СФЕРА ПУБЛИЧНЫХ ЗАКУПОК |
2.1. За отчетный период в Курганской области осуществлено
всего 3301 закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на сумму 3 695,1 млн. рублей.
Из них проверено 26 закупок (0,8% от общего объема) на общую сумму 170 млн. рублей (4,6 % от общего объема), что составило % от общего объема закупок.
В отчетном периоде материалы из правоохранительных органов в адрес Курганского УФАС России не поступали, соответственно проверки действий заказчиков при осуществлении ими закупок по инициативе правоохранительных органов не проводились.
Комиссией Курганского УФАС России осуществлены внеплановые проверки в отношении 26 закупок, из них:
- 23 закупки на общую сумму около 167 млн. руб. проверено в результате рассмотрения жалоб, поданных в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе;
- 3 закупки, общая начальная (максимальная) цена которых составила около 3 млн. руб. проверено в результате рассмотрения поступившей информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В результате проведенных проверок Комиссией Курганского УФАС России в действиях заказчиков выявлено 27 нарушений требований Закона о контрактной системе.
Всего с нарушением требований законодательства о контрактной системе в 3 квартале 2018 г. осуществлено 9 закупок.
Таким образом, при осуществлении 1 закупки заказчиками допущено в среднем по 3 нарушения Закона о контрактной системе.
По фактам выявленных нарушений Закона о контрактной системе Курганским УФАС России в отчетном периоде выдано 7 предписаний об устранении 25 выявленных нарушений, которые исполнены государственными и муниципальными заказчиками в установленный срок.
По оставшимся 2 выявленным Комиссией Курганского УФАС России нарушениям Закона о контрактной системе, предписания не выдавались, поскольку данные нарушения не повлияли и не могли повлиять не результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Кроме того, в 3 квартале 2018 г. в отношении должностных лиц заказчиков, допустивших нарушения требований законодательства о контрактной системе Курганским УФАС России возбуждено 44 дела об административных правонарушениях, из них:
- 8 дел об административных правонарушениях возбуждены по инициативе надзорных органов,
- 2 дела об административных правонарушениях возбуждены на основании поступивших материалов из Счетной палаты;
- 34 дела об административных правонарушениях возбуждены по инициативе Курганского УФАС России.
Рассмотрено всего – 40 дел об административных правонарушениях. В результате рассмотрения дел об административных правонарушениях в 3 квартале 2018 г. Курганским УФАС России к административной ответственности привлечено 39 должностных лица заказчика, допустивших нарушения требований Закона о контрактной системе, в том числе 8 должностных лиц привлечено к административной ответственности в результате рассмотрения материалов, поступивших из органов прокуратуры, в отношении 1 должностного лица производство по делу прекращено в связи с малозначительностью деяния.
Общая сумма административных штрафов составила 395 597 руб. 42 коп.
(средняя сумма штрафа составляет 10143,52 рублей).
ИТОГ:
В результате реализации полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в 3 квартале 2018 г. Курганским УФАС России закупки, объявленные с нарушением требований Закона о контрактной системе, не аннулировались, в виду принятия решения о целесообразности устранения допущенных нарушений путем внесения изменений в извещения об осуществлении закупок и также в закупочные документации.
Таким образом, в 3 квартале 2018 г. выдача Курганским УФАС России предписаний была направлена на устранение допущенных нарушений путем:
- внесения изменений в извещения и аукционные документации при осуществлении 5 закупок,
- пересмотра заявок участников закупок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе при осуществлении 2 закупок.
-
- Конкретные нарушения:
Анализируя доводы жалоб участников закупок, рассмотренных в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе следует отметить, что участниками закупок в большинстве случаев обжалуются действия заказчиков при осуществлении закупок на строительство социально-значимых объектов, к числу которых можно отнести здания дошкольных учреждений, сетей газоснабжения и водоснабжения.
-
- РНП
В рамках осуществления полномочий по рассмотрению обращений о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участников закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Курганским УФАС России в 3 квартале 2018 г. рассмотрено 17 таких обращений.
В результате рассмотрения вышеуказанных обращений, в реестр недобросовестных поставщиков включена информация в отношении 8 хозяйствующих субъектов, а также их учредителей.
Отказано во включении информации в реестр недобросовестных поставщиков в отношении 4 хозяйствующих субъектов.
Возвращено 5 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, по причине предоставления не полной информации, предусмотренной ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе (отсутствуют сведения об ИНН учредителей), а также в связи с направлением соответствующих обращений до даты вступления в законную силу решения заказчика о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Принятые решения об отказе во включении информации в реестр недобросовестных поставщиков обусловлены следующими факторами:
- отсутствием доказательств, явно свидетельствующих о недобросовестном поведении лица к исполнению принятых на себя обязательств в рамках заключенного контракта, а также подтверждающих факт уклонения участника закупки от заключения контракта;
- наличием документального подтверждения факта невозможности своевременного подписания контракта по причинам, независящим от воли участника закупки.
Экспертный совет по вопросам контроля в сфере закупок на территории Курганской области
При Курганском УФАС России действует Экспертный совет по вопросам контроля в сфере закупок на территории Курганской области (далее – Совет), который образован в целях рассмотрения вопросов, связанных с применением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также выработки единой правоприменительной практики и предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в данной сфере
Основными задачами Совета являются:
1) Организация и осуществление комплексного анализа рассмотрения и выработки единообразной практики применения вопросов, связанных с применением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) Разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для направления на рассмотрение в ФАС России.
3) Обсуждение по вопросам выявления сговоров при проведении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
4) Участие в подготовке методических, аналитических и информационных материалов, касающихся вопросов проведении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
5) Подготовка материалов для публикации в средствах массовой информации по актуальным вопросам проведении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
6) и иные задачи, не противоречащие целям создания и деятельности Совета.
30 мая 2018 года состоялось заседание указанного Совета, состоялось обсуждение проблемных вопросов правоприменительной практики и направлено письмо в ФАС России с предложениями о внесении изменений в аналитические данные, размещенные в Единой информационной системе в сфере закупок, а также, с запросом правовой позиции по обозначенным членами Совета вопросам.
РАССМОТРЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНЫМ ОРГАНОМ ЖАЛОБ НА НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ И ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ В ПОРЯДКЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОМ СТАТЬЕЙ 18.1 ЗАКОНА О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ |
- 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
В 3 квартале в Курганское УФАС России поступило 13 жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, из них:
– 3 жалобы возвращены заявителям;
– 2 жалобы признаны обоснованными;
– 8 жалоб признаны необоснованными.
При этом, заявителями обжаловались действия организатора торгов в следующих сферах.
Вышеуказанные решения комиссии Курганского УФАС России не обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.
Контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства
|
В 3 квартале 2018 года в Курганское УФАС России поступило 20 заявлений (материалов) о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, порядок рассмотрения которых установлен главой 9 Закона о защите конкуренции (в отношении статей 15, 16, 17 Закона о защите конкуренции). Из них:
– 6 заявлений оставлено без рассмотрения на основании ч. 3 ст. 44 Закона о защите конкуренции, ввиду отсутствия в заявлении или материалах сведений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции;
– в отношении 6 заявлений принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;
– в отношении 7 заявлении заявителю дан ответ в рамках 59-ФЗ.
Нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В 3 квартале 2018 года комиссией Курганского УФАС России рассмотрены 4 дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, из них 1 дело прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства, по 3 делам в действиях органа местного самоуправления выявлены нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.
В 3 квартале 2018 года Курганским УФАС России не было выявлено и установлено нарушений статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Статья 17 Закона о защите конкуренции устанавливает антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений
В силу части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Вышеуказанные решения комиссии Курганского УФАС России не обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.
Проведение проверок на предмет соблюдения субъектами контроля требований Закона о защите конкуренции.
В 3 квартале 2018 года Курганским УФАС России проведена плановая выездная проверка Администрации Катайского района Курганской области, Администрации города Катайска Катайского района Курганской области.
В результате проведения проверок в действиях указанных органов местного самоуправления выявлены признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В настоящее время Курганским УФАС России решается вопрос о направлении в адреса лиц, в чьих действиях содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
- обращений о включении сведений в реестр недобросовестных подрядных организаций, ведение которого предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 г. № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»
В 3 квартале 2018 года Центральным аппаратом ФАС России Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курганской области были переданы полномочия по рассмотрению 7 обращений .
В результате рассмотрения вышеуказанных обращений Курганским УФАС России принято 4 решения о включений информации в отношении подрядчика в реестр недобросовестных подрядных организаций, 3 решения об отказе во включении информации в отношении подрядчика в реестр недобросовестных подрядных организаций.
Рассмотрение Курганским УФАС России заявлений о даче согласия на предоставление государственных или муниципальных преференций.
Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области в 3 квартале 2018 года рассмотрено 4 заявления о даче согласия на предоставление муниципальной преференции, из которых 3 заявления касались передачи муниципального имущества (нежилого помещения) в аренду без проведения торгов, 1 заявления – относительно передачи объектов водоснабжения без проведения процедуры торгов.
В результате Курганским УФАС России приняты 3 решения о даче согласия на предоставления муниципальной преференции, путем передачи муниципального имущества (нежилого помещения) в аренду без проведения торгов.
БЛОК 9 Контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства
|
выявлено фактов нарушений АМЗ по статьям:
|
3 КВАРТАЛ 2018 ГОДА |
С НАЧАЛА ГОДА |
ОТКЛОНЕНИЕ,% |
Статья 10 злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением |
- |
1 |
- |
Статья 11 - ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов |
2 |
4 |
- |
Статья 14.1 - недобросовестная конкуренция путем дискредитации |
- |
- |
- |
Статья 14.2 -недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение |
- |
- |
- |
Статья 14.6 - недобросовестная конкуренция, связанная с созданием смешения |
- |
- |
- |
Статья 14.8 – иные формы недобросовестной конкуренции |
|
1 |
- |
Статья 15 - ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов власти, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации |
3 |
6 |
- |
Статья 16 - ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия органов власти, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации |
- |
- |
- |
Статья 17 - антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений |
1 |
2 |
- |
Статья 17.1 - особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества |
1 |
- |
- |
За истекший период 2018 года предостережений НЕ ВЫДАВАЛОСЬ.
За истекший период 2018 года выдано 2 предупреждений, в том числе:
- по фактам злоупотребления доминирующим положением (ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции") – 1 предупреждений
- по фактам недобросовестной конкуренции (ст.ст. 14.1-14.8 ФЗ "О защите конкуренции") – 1 предупреждений
- по фактам ограничивающих конкуренцию актов и действий (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления (ст.15 ФЗ "О защите конкуренции") – 0 предупреждений
За истекший период 2018 года рассмотрено 2 дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства
Дела возбуждены в результате рассмотрения поступивших заявлений и материалов, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
За истекший период 2018 года рассмотрено 73 дела об административных правонарушениях , в том числе по статьям:
Статья КоАП РФ |
Краткое содержание нарушения |
Количество дел об административных правонарушениях |
ст. 7.29-7.32 |
нарушение законодательства в сфере закупок |
40 |
ст. 14.3, 14.38 |
нарушение законодательства о рекламе |
13 |
ст. 14.31 |
за злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках |
2 |
ст. 14.32 |
заключение ограничивающих конкуренцию соглашений |
8 |
ст. 14.33 |
недобросовестная конкуренция |
1 |
ст. 14.9 |
ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления |
3 |
ст. 9.21 |
нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения |
0 |
ст. 7.32.3 - 7.32.4 |
нарушение порядка закупок отдельными видами юридических лиц |
4 * возбужденные прокурорами районов, из них 1 дело прекращено в связи с отсутствием состава |
ст. 19.7.2-1 |
за непредставление информации в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц |
2 |
ст. 20.25 |
за неуплату штрафа в установленные сроки |
0 |
ИТОГО |
|
73 |
Общая сумма наложенных штрафов – 1 476 603,08 рублей.
С 01.07.2018 года по 17.09.2018 года - оплачено штрафов на сумму 1 889 319,42 рубля.
Типичные нарушения в сфере технологического присоединения:
- необоснованный отказ от технологического присоединения;
- необоснованное требование предоставления заявителем сведений и документов, не предусмотренных Правилами подключения;
- навязывание необоснованных условий договора и обязательств, не предусмотренных Правилами подключения.
Типичные нарушения в сфере энергосбережения:
• необоснованные отказ либо уклонение от осуществления деятельности по установке, замене и введению в эксплуатацию приборов учета энергетических
• необоснованное взимание платы за опломбировку приборов учета энергетических ресурсов
Типичные нарушения в сфере Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии:
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», ст. 8 и 8.1 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» определены требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий, за исключением потребителей электрической энергии (далее - субъекты рынков электрической энергии), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Раскрытие информации в данном случае - обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.
Типичные нарушения размещения информации, предусмотренной Постановлением №24:
• нарушение сроков размещения обязательной информации;
• неразмещение обязательной информации вообще.
Наиболее часто не размещается информация, предусмотренная пунктами 9 (годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, структура и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг), предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования и т.д.), 11 (о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, условиях договоров и т.д.), 20 (информацию о деятельности энергоснабжающей, энергосбытовой организации и гарантирующего поставщика и т.д.).
За истекший период 2018 года проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке автомобильных бензинов. Указанный рынок характеризуется высокой концентрацией, на долю 3-х крупнейших участников приходится более 80 % общего объема реализованного топлива.
Пресечение нарушений законодательства о рекламе и недобросовестной конкуренции
Деятельность антимонопольного органа направлена на защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение
Дела возбуждались по фактам распространения ненадлежащей рекламы медицинских услуг; ненадлежащей рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации, что вводит потребителей рекламы в заблуждение; несоблюдения общих требований к рекламе и общих требований при рекламе финансовых услуг.
|
Реклама
|
Недобросовестная конкуренция |
Рассмотрено заявлений
|
16 |
- |
Принято решений о признании нарушения
|
7 |
- |
Выдано предписаний о прекращении нарушений
|
4 |
- |
Выдано предупреждений
|
- |
- |
Вынесено постановлений о привлечении к административной ответственности
|
13 |
- |
О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»
3 июня 2018 года вступила в силу часть 10.3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», согласно которой не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов.
При этом, положения данной части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.
Под социальной рекламой согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Справочно-информационные сведения, в силу пункта 3 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе», не относятся к рекламе, в том числе, в связи с отсутствием в них объекта рекламирования, к которому формируется интерес потребителей в целях продвижения его на рынке.
Таким образом, привлечение к административной ответственности за размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги допускается только, если такие платежные документы начали распространяться после вступления в силу указанных изменений в Федеральном законе «О рекламе», то есть с 03.06.2018
При этом ответственность за нарушение требований части 10.3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» возлагается на рекламораспространителя.
В соответствии со статьей 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, и никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
Кроме того, согласно части 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Соответственно, датой нарушения законодательства о рекламе является дата опубликования ненадлежащей рекламы (в случае размещения рекламы на платежных документах, дата начала распространения таких платежных документов).
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ
|
Указ Президента РФ от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (вместе с "Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы")
Цели совершенствования государственной политики по развитию конкуренции:
а) повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен;
б) повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет обеспечения равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий и государственным услугам, необходимым для ведения предпринимательской деятельности, стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, повышения доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства, развития рынков высокотехнологичной продукции;
в) стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности.
Основополагающие принципы государственной политики по развитию конкуренции:
а) сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках;
б) обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации;
в) обеспечение развития малого и среднего предпринимательства;
г) направленность государственных инвестиций на развитие конкуренции;
д) обеспечение условий для привлечения инвестиций хозяйствующих субъектов в развитие товарных рынков;
е) недопустимость сдерживания экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка;
ж) государственное регулирование цен (тарифов), основанное на окупаемости организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, при снижении издержек и повышении их эффективности, обеспечивающее интересы потребителей в долгосрочной перспективе;
з) недопустимость государственного регулирования цен (тарифов), осуществляемого посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня на конкурентных товарных рынках, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
и) развитие конкуренции в сферах экономической деятельности государственных предприятий, предприятий с государственным участием;
к) сочетание превентивного и последующего контроля для целей защиты конкуренции;
л) стимулирование хозяйствующих субъектов, в том числе занимающих доминирующее положение на товарных рынках, внедряющих систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства;
м) открытость антимонопольной политики;
н) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за реализацию государственной политики по развитию конкуренции;
о) измеримость результатов государственной политики по развитию конкуренции;
п) стимулирование со стороны государства добросовестных практик осуществления хозяйственной деятельности;
р) развитие организованной (биржевой) торговли в Российской Федерации;
с) информационная открытость деятельности инфраструктурных монополий;
т) обеспечение прозрачности закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ и услуг инфраструктурными монополиями и компаниями с государственным участием;
у) внедрение риск-ориентированного подхода в деятельности органов государственного контроля (надзора);
ф) совершенствование антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики и ее глобализации в целях эффективного пресечения нарушений антимонопольного законодательства, носящих трансграничный характер, и повышения конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках.
Данным национальным планом предусмотрена направленность мероприятий по развитию конкуренции на достижение следующих ключевых показателей:
1) обеспечение во всех отраслях экономики Российской Федерации, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу;
2) снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом;
3) увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказа не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом, а также увеличение отдельными видами юридических лиц объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, до 18 процентов к 2020 году.
Распоряжение Правительства РФ от 16.08.2018 N 1697-р
«Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы»
Целями плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы (далее - план развития конкуренции) являются:
повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен;
повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет обеспечения равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий и государственным услугам, необходимым для ведения предпринимательской деятельности, стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, повышения доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства, развития рынков высокотехнологичной продукции;
стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности.
ФАС России разработан Приказ от 29.08.2018 года № 1232/18 «Об утверждении Методик по расчету ключевых показателей развития конкуренции в отраслях экономики в субъектах РФ» для расчета ключевых показателей развития
конкуренции в 41 отраслях экономики в субъектах Российской Федерации.