Доклад на тему: результаты правоприменительной практики Курганского УФАС за 3 квартал 2018 г.
18 сентября 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

 

  1. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Комплекс экономических, административных и законодательных мер, направленных на обеспечение условий для рыночной конкуренции, в том числе и

предупреждение и пресечение:

- монополистической деятельности,

- недобросовестной конкуренции,

- антиконкурентных соглашений

- антиконкурентных действий органов власти,

-контроль экономической концентрации.

 

  1. КОНТРОЛЬ соблюдения требований законодательства о РЕКЛАМе

Меры, направленные на:

- предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной нанести вред потребителям рекламы.

 

 

  1. контроль публичных закупок

Меры, направленные на предотвращение нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и восстановление конкурентных условий для их осуществления.

 

 

Курганское УФАС России осуществляет в своей деятельности:

- согласование предоставления территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления государственных и муниципальных преференций

-возбуждение и рассмотрение дел о нарушениях антимонопольного законодательства, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- согласование возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) для федеральных нужд территориальных органов федеральных органов государственной власти, а также уполномоченных ими получателей бюджетных средств

-вносит в Федеральную антимонопольную службу проекты приказов и других документов по вопросам,

- осуществляет обмен информацией с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами и органами прокуратуры Российской Федерации

-обеспечивает в пределах компетенции территориального органа защиту сведений, составляющих государственную, коммерческую и иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну;

-участвует в процессе заключения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления соглашений о взаимодействии при исполнении государственных функций;

-выдает (направляет) обязательные для исполнения: предписания, предупреждения

- принимает решение о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков

- рассматривает дела об административных правонарушениях, налагает административные штрафы;

- осуществляет оценку состояния и основных тенденций развития конкуренции в Курганской области, сведений о выполнении мероприятий (в том числе планов развития конкуренции), достижении ключевых показателей, выявления основных проблем, тенденций и выработки предложений по развитию конкуренции в отдельных отраслях Курганской области

 

 

СФЕРА ПУБЛИЧНЫХ ЗАКУПОК

 

 

2.1. За отчетный период в Курганской области осуществлено

 

 

всего 3301 закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на сумму 3 695,1 млн. рублей.

 

Из них проверено 26 закупок (0,8% от общего объема) на общую сумму 170 млн. рублей (4,6 % от общего объема), что составило % от общего объема закупок.

 

В отчетном периоде материалы из правоохранительных органов в адрес Курганского УФАС России не поступали, соответственно проверки действий заказчиков при осуществлении ими закупок по инициативе правоохранительных органов не проводились.

 

Комиссией Курганского УФАС России осуществлены внеплановые проверки в отношении 26 закупок, из них:

- 23 закупки на общую сумму около 167 млн. руб. проверено в результате рассмотрения жалоб, поданных в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе;

- 3 закупки, общая начальная (максимальная) цена которых составила около 3 млн. руб. проверено в результате рассмотрения поступившей информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

 

В результате проведенных проверок Комиссией Курганского УФАС России в действиях заказчиков выявлено 27 нарушений требований Закона о контрактной системе.

Всего с нарушением требований законодательства о контрактной системе в 3 квартале 2018 г. осуществлено 9 закупок.

Таким образом, при осуществлении 1 закупки заказчиками допущено в среднем по 3 нарушения Закона о контрактной системе.

По фактам выявленных нарушений Закона о контрактной системе Курганским УФАС России в отчетном периоде выдано 7 предписаний об устранении 25 выявленных нарушений, которые исполнены государственными и муниципальными заказчиками в установленный срок.

По оставшимся 2 выявленным Комиссией Курганского УФАС России нарушениям Закона о контрактной системе, предписания не выдавались, поскольку данные нарушения не повлияли и не могли повлиять не результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

 

Кроме того, в 3 квартале 2018 г. в отношении должностных лиц заказчиков, допустивших нарушения требований законодательства о контрактной системе Курганским УФАС России возбуждено 44 дела об административных правонарушениях, из них:

- 8 дел об административных правонарушениях возбуждены по инициативе надзорных органов,

- 2 дела об административных правонарушениях возбуждены на основании поступивших материалов из Счетной палаты;

- 34 дела об административных правонарушениях возбуждены по инициативе Курганского УФАС России.

Рассмотрено всего – 40 дел об административных правонарушениях. В результате рассмотрения дел об административных правонарушениях в 3 квартале 2018 г. Курганским УФАС России к административной ответственности привлечено 39 должностных лица заказчика, допустивших нарушения требований Закона о контрактной системе, в том числе 8 должностных лиц привлечено к административной ответственности в результате рассмотрения материалов, поступивших из органов прокуратуры, в отношении 1 должностного лица производство по делу прекращено в связи с малозначительностью деяния.

Общая сумма административных штрафов составила 395 597 руб. 42 коп.

(средняя сумма штрафа составляет 10143,52 рублей).

 

ИТОГ:

В результате реализации полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в 3 квартале 2018 г. Курганским УФАС России закупки, объявленные с нарушением требований Закона о контрактной системе, не аннулировались, в виду принятия решения о целесообразности устранения допущенных нарушений путем внесения изменений в извещения об осуществлении закупок и также в закупочные документации.

Таким образом, в 3 квартале 2018 г. выдача Курганским УФАС России предписаний была направлена на устранение допущенных нарушений путем:

- внесения изменений в извещения и аукционные документации при осуществлении 5 закупок,

- пересмотра заявок участников закупок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе при осуществлении 2 закупок.

 

    1. Конкретные нарушения:

 

 

 

Анализируя доводы жалоб участников закупок, рассмотренных в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе следует отметить, что участниками закупок в большинстве случаев обжалуются действия заказчиков при осуществлении закупок на строительство социально-значимых объектов, к числу которых можно отнести здания дошкольных учреждений, сетей газоснабжения и водоснабжения.

 

    1. РНП

 

В рамках осуществления полномочий по рассмотрению обращений о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков в отношении участников закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Курганским УФАС России в 3 квартале 2018 г. рассмотрено 17 таких обращений.

В результате рассмотрения вышеуказанных обращений, в реестр недобросовестных поставщиков включена информация в отношении 8 хозяйствующих субъектов, а также их учредителей.

Отказано во включении информации в реестр недобросовестных поставщиков в отношении 4 хозяйствующих субъектов.

Возвращено 5 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, по причине предоставления не полной информации, предусмотренной ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе (отсутствуют сведения об ИНН учредителей), а также в связи с направлением соответствующих обращений до даты вступления в законную силу решения заказчика о расторжении контракта в одностороннем порядке.

Принятые решения об отказе во включении информации в реестр недобросовестных поставщиков обусловлены следующими факторами:

- отсутствием доказательств, явно свидетельствующих о недобросовестном поведении лица к исполнению принятых на себя обязательств в рамках заключенного контракта, а также подтверждающих факт уклонения участника закупки от заключения контракта;

- наличием документального подтверждения факта невозможности своевременного подписания контракта по причинам, независящим от воли участника закупки.

 

 

Экспертный совет по вопросам контроля в сфере закупок на территории Курганской области

 

При Курганском УФАС России действует Экспертный совет по вопросам контроля в сфере закупок на территории Курганской области (далее – Совет), который образован в целях рассмотрения вопросов, связанных с применением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также выработки единой правоприменительной практики и предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в данной сфере

Основными задачами Совета являются:

1) Организация и осуществление комплексного анализа рассмотрения и выработки единообразной практики применения вопросов, связанных с применением законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

2) Разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для направления на рассмотрение в ФАС России.

3) Обсуждение по вопросам выявления сговоров при проведении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

4) Участие в подготовке методических, аналитических и информационных материалов, касающихся вопросов проведении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

5) Подготовка материалов для публикации в средствах массовой информации по актуальным вопросам проведении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

6) и иные задачи, не противоречащие целям создания и деятельности Совета.

30 мая 2018 года состоялось заседание указанного Совета, состоялось обсуждение проблемных вопросов правоприменительной практики и направлено письмо в ФАС России с предложениями о внесении изменений в аналитические данные, размещенные в Единой информационной системе в сфере закупок, а также, с запросом правовой позиции по обозначенным членами Совета вопросам.

 

 

РАССМОТРЕНИЕ АНТИМОНОПОЛЬНЫМ ОРГАНОМ ЖАЛОБ НА НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ТОРГОВ И ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ В ПОРЯДКЕ, ПРЕДУСМОТРЕННОМ СТАТЬЕЙ 18.1 ЗАКОНА О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ

 

  • 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предусмотрено, что в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В 3 квартале в Курганское УФАС России поступило 13 жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, из них:

– 3 жалобы возвращены заявителям;

– 2 жалобы признаны обоснованными;

– 8 жалоб признаны необоснованными.

При этом, заявителями обжаловались действия организатора торгов в следующих сферах.

 

Вышеуказанные решения комиссии Курганского УФАС России не обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

 

 

Контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства

 

 

В 3 квартале 2018 года в Курганское УФАС России поступило 20 заявлений (материалов) о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, порядок рассмотрения которых установлен главой 9 Закона о защите конкуренции (в отношении статей 15, 16, 17 Закона о защите конкуренции). Из них:

– 6 заявлений оставлено без рассмотрения на основании ч. 3 ст. 44 Закона о защите конкуренции, ввиду отсутствия в заявлении или материалах сведений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 44 Закона о защите конкуренции;

– в отношении 6 заявлений принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства;

– в отношении 7 заявлении заявителю дан ответ в рамках 59-ФЗ.

 

Нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В 3 квартале 2018 года комиссией Курганского УФАС России рассмотрены 4 дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, из них 1 дело прекращено в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства, по 3 делам в действиях органа местного самоуправления выявлены нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В 3 квартале 2018 года Курганским УФАС России не было выявлено и установлено нарушений статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Статья 17 Закона о защите конкуренции устанавливает антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений

В силу части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

 

Вышеуказанные решения комиссии Курганского УФАС России не обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке.

 

 

Проведение проверок на предмет соблюдения субъектами контроля требований Закона о защите конкуренции.

 

В 3 квартале 2018 года Курганским УФАС России проведена плановая выездная проверка Администрации Катайского района Курганской области, Администрации города Катайска Катайского района Курганской области.

В результате проведения проверок в действиях указанных органов местного самоуправления выявлены признаки нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В настоящее время Курганским УФАС России решается вопрос о направлении в адреса лиц, в чьих действиях содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства, предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

 

 

  • обращений о включении сведений в реестр недобросовестных подрядных организаций, ведение которого предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 г. № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»

 

 

В 3 квартале 2018 года Центральным аппаратом ФАС России Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курганской области были переданы полномочия по рассмотрению 7 обращений .

В результате рассмотрения вышеуказанных обращений Курганским УФАС России принято 4 решения о включений информации в отношении подрядчика в реестр недобросовестных подрядных организаций, 3 решения об отказе во включении информации в отношении подрядчика в реестр недобросовестных подрядных организаций.

 

Рассмотрение Курганским УФАС России заявлений о даче согласия на предоставление государственных или муниципальных преференций.

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области в 3 квартале 2018 года рассмотрено 4 заявления о даче согласия на предоставление муниципальной преференции, из которых 3 заявления касались передачи муниципального имущества (нежилого помещения) в аренду без проведения торгов, 1 заявления – относительно передачи объектов водоснабжения без проведения процедуры торгов.

В результате Курганским УФАС России приняты 3 решения о даче согласия на предоставления муниципальной преференции, путем передачи муниципального имущества (нежилого помещения) в аренду без проведения торгов.

 

БЛОК 9

Контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства

 

 

выявлено фактов нарушений АМЗ по статьям:

 

3 КВАРТАЛ 2018 ГОДА

С НАЧАЛА ГОДА

ОТКЛОНЕНИЕ,%

Статья 10 злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением

-

1

-

Статья 11 - ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов

2

4

-

Статья 14.1 - недобросовестная конкуренция путем дискредитации

-

-

-

Статья 14.2 -недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение

-

-

-

Статья 14.6 - недобросовестная конкуренция, связанная с созданием смешения

-

-

-

Статья 14.8 – иные формы недобросовестной конкуренции

 

1

-

Статья 15 - ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов власти, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

3

6

-

Статья 16 - ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия органов власти, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

-

-

-

Статья 17 - антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений

1

2

-

Статья 17.1 - особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества

1

-

-

 

За истекший период 2018 года предостережений НЕ ВЫДАВАЛОСЬ.

За истекший период 2018 года выдано 2 предупреждений, в том числе:

  • по фактам злоупотребления доминирующим положением (ст. 10 ФЗ "О защите конкуренции") – 1 предупреждений
  • по фактам недобросовестной конкуренции (ст.ст. 14.1-14.8 ФЗ "О защите конкуренции") – 1 предупреждений
  • по фактам ограничивающих конкуренцию актов и действий (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления (ст.15 ФЗ "О защите конкуренции") – 0 предупреждений

 

За истекший период 2018 года рассмотрено 2 дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства

 

Дела возбуждены в результате рассмотрения поступивших заявлений и материалов, указывающих на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

 

За истекший период 2018 года рассмотрено 73 дела об административных правонарушениях , в том числе по статьям:

Статья КоАП РФ

Краткое содержание нарушения

Количество дел об административных правонарушениях

ст. 7.29-7.32

нарушение законодательства в сфере закупок

40

ст. 14.3, 14.38

нарушение законодательства о рекламе

13

ст. 14.31

за злоупотребление доминирующим положением на товарных рынках

2

ст. 14.32

заключение ограничивающих конкуренцию соглашений

8

ст. 14.33

недобросовестная конкуренция

1

ст. 14.9

ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления

3

ст. 9.21

нарушение правил технологического присоединения к электрическим сетям, правил подключения к системам теплоснабжения либо правил подключения к системам водоснабжения и водоотведения

0

ст. 7.32.3 - 7.32.4

нарушение порядка закупок отдельными видами юридических лиц

4

* возбужденные прокурорами районов, из них 1 дело прекращено в связи с отсутствием состава

ст. 19.7.2-1

за непредставление информации в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

2

ст. 20.25

за неуплату штрафа в установленные сроки

0

ИТОГО

 

73

 

Общая сумма наложенных штрафов – 1 476 603,08 рублей.

 

С 01.07.2018 года по 17.09.2018 года - оплачено штрафов на сумму 1 889 319,42 рубля.

 

Типичные нарушения в сфере технологического присоединения:

  • необоснованный отказ от технологического присоединения;
  • необоснованное требование предоставления заявителем сведений и документов, не предусмотренных Правилами подключения;
  • навязывание необоснованных условий договора и обязательств, не предусмотренных Правилами подключения.

Типичные нарушения в сфере энергосбережения:

• необоснованные отказ либо уклонение от осуществления деятельности по установке, замене и введению в эксплуатацию приборов учета энергетических

• необоснованное взимание платы за опломбировку приборов учета энергетических ресурсов

 

Типичные нарушения в сфере Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии:

В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике», ст. 8 и 8.1 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» определены требования к составу информации, раскрываемой субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, в том числе субъектами естественных монополий, за исключением потребителей электрической энергии (далее - субъекты рынков электрической энергии), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.

Раскрытие информации в данном случае - обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации, а в установленных настоящим документом случаях - предоставление заинтересованным лицам по их запросам информации субъектами рынков электрической энергии, являющимися обладателями такой информации.

Типичные нарушения размещения информации, предусмотренной Постановлением №24:

• нарушение сроков размещения обязательной информации;

• неразмещение обязательной информации вообще.

Наиболее часто не размещается информация, предусмотренная пунктами 9 (годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность, структура и объем затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг), предложение о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования и т.д.), 11 (о ценах (тарифах) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, условиях договоров и т.д.), 20 (информацию о деятельности энергоснабжающей, энергосбытовой организации и гарантирующего поставщика и т.д.).

 

 

 

За истекший период 2018 года проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке автомобильных бензинов. Указанный рынок характеризуется высокой концентрацией, на долю 3-х крупнейших участников приходится более 80 % общего объема реализованного топлива.

 

 

 

Пресечение нарушений законодательства о рекламе и недобросовестной конкуренции

Деятельность антимонопольного органа направлена на защиту от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение

Дела возбуждались по фактам распространения ненадлежащей рекламы медицинских услуг; ненадлежащей рекламы, в которой отсутствует часть существенной информации, что вводит потребителей рекламы в заблуждение; несоблюдения общих требований к рекламе и общих требований при рекламе финансовых услуг.

 

 

Реклама

 

Недобросовестная конкуренция

Рассмотрено заявлений

 

16

-

Принято решений о признании нарушения

 

7

-

Выдано предписаний о прекращении нарушений

 

4

-

Выдано предупреждений

 

-

-

Вынесено постановлений о привлечении к административной ответственности

 

13

-

 

 

О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»

 

3 июня 2018 года вступила в силу часть 10.3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», согласно которой не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов.

При этом, положения данной части не распространяются на социальную рекламу и справочно-информационные сведения.

Под социальной рекламой согласно статье 3 Федерального закона «О рекламе» информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Справочно-информационные сведения, в силу пункта 3 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе», не относятся к рекламе, в том числе, в связи с отсутствием в них объекта рекламирования, к которому формируется интерес потребителей в целях продвижения его на рынке.

Таким образом, привлечение к административной ответственности за размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги допускается только, если такие платежные документы начали распространяться после вступления в силу указанных изменений в Федеральном законе «О рекламе», то есть с 03.06.2018

При этом ответственность за нарушение требований части 10.3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» возлагается на рекламораспространителя.

В соответствии со статьей 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, и никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Кроме того, согласно части 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Соответственно, датой нарушения законодательства о рекламе является дата опубликования ненадлежащей рекламы (в случае размещения рекламы на платежных документах, дата начала распространения таких платежных документов).

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ

 

 

Указ Президента РФ от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (вместе с "Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы")

Цели совершенствования государственной политики по развитию конкуренции:

а) повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен;

б) повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет обеспечения равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий и государственным услугам, необходимым для ведения предпринимательской деятельности, стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, повышения доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства, развития рынков высокотехнологичной продукции;

в) стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности.

 

Основополагающие принципы государственной политики по развитию конкуренции:

а) сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках;

б) обеспечение равных условий и свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации;

в) обеспечение развития малого и среднего предпринимательства;

г) направленность государственных инвестиций на развитие конкуренции;

д) обеспечение условий для привлечения инвестиций хозяйствующих субъектов в развитие товарных рынков;

е) недопустимость сдерживания экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка;

ж) государственное регулирование цен (тарифов), основанное на окупаемости организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, при снижении издержек и повышении их эффективности, обеспечивающее интересы потребителей в долгосрочной перспективе;

з) недопустимость государственного регулирования цен (тарифов), осуществляемого посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня на конкурентных товарных рынках, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

и) развитие конкуренции в сферах экономической деятельности государственных предприятий, предприятий с государственным участием;

к) сочетание превентивного и последующего контроля для целей защиты конкуренции;

л) стимулирование хозяйствующих субъектов, в том числе занимающих доминирующее положение на товарных рынках, внедряющих систему внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства;

м) открытость антимонопольной политики;

н) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за реализацию государственной политики по развитию конкуренции;

о) измеримость результатов государственной политики по развитию конкуренции;

п) стимулирование со стороны государства добросовестных практик осуществления хозяйственной деятельности;

р) развитие организованной (биржевой) торговли в Российской Федерации;

с) информационная открытость деятельности инфраструктурных монополий;

т) обеспечение прозрачности закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ и услуг инфраструктурными монополиями и компаниями с государственным участием;

у) внедрение риск-ориентированного подхода в деятельности органов государственного контроля (надзора);

ф) совершенствование антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики и ее глобализации в целях эффективного пресечения нарушений антимонопольного законодательства, носящих трансграничный характер, и повышения конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках.

 

Данным национальным планом предусмотрена направленность мероприятий по развитию конкуренции на достижение следующих ключевых показателей:

1) обеспечение во всех отраслях экономики Российской Федерации, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу;

2) снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом;

3) увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказа не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом, а также увеличение отдельными видами юридических лиц объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, до 18 процентов к 2020 году.

Распоряжение Правительства РФ от 16.08.2018 N 1697-р
«Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы»

Целями плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы (далее - план развития конкуренции) являются:

повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен;

повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе за счет обеспечения равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий и государственным услугам, необходимым для ведения предпринимательской деятельности, стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов, повышения доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства, развития рынков высокотехнологичной продукции;

стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности.

ФАС России разработан Приказ от 29.08.2018 года № 1232/18 «Об утверждении Методик по расчету ключевых показателей развития конкуренции в отраслях экономики в субъектах РФ» для расчета ключевых показателей развития

конкуренции в 41 отраслях экономики в субъектах Российской Федерации.

Наверх