Доклад Курганского УФАС России по правоприменительной практике за 1 квартал 2018 года
15 марта 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Результаты деятельности отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Курганского УФАС России за истекший период 2018 года

 

  1. Работа Курганского УФАС России по рассмотрению жалоб участников закупок, поданных в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

 

В результате реализации полномочий по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд за истекший период 2018 г. Курганским УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе) рассмотрено 32 жалобы участников закупок, что превышает общее количество жалоб, рассмотренных Курганским УФАС России за аналогичный период 2017 г. на 23%, из них:

- 5 жалоб признаны частично обоснованными (за аналогичный период 2017 г. признаны обоснованными 8 жалоб (в том числе частично обоснованными);

- 11 жалоб признаны необоснованными (за аналогичный период 2017 г. признаны необоснованными 8 жалоб);

- 9 жалоб возвращено по основаниям, предусмотренным ч. 11 ст. 105 Закона о контрактной системе (за аналогичный период 2017 г. возвращено 8 жалоб);

- 7 жалоб отозвано лицами их подавшими (за аналогичный период 2017 г. отозванные жалобы отсутствуют).

В результате рассмотрения вышеуказанных жалоб участников закупок и проведения внеплановых проверок при рассмотрении жалоб, Курганским УФАС России за истекший период 2018 г. в действиях государственных заказчиков выявлено 11 нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что на 75,5 % менее общего количества выявленных нарушений в действиях государственных и муниципальных заказчиков за аналогичный период прошлого года.

По фактам выявленных нарушений Закона о контрактной системе Курганским УФАС России выдано 3 предписания об устранении допущенных нарушений, что на 70 % менее количества выданных Курганским УФАС России предписаний за аналогичный период 2017 г. Все предписания исполнены государственными заказчиками в установленный срок.

Анализируя доводы жалоб участников закупок, поданных в вышеуказанный период в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе следует отметить, что участниками закупок в большинстве случаев обжалуются действия заказчиков при осуществлении закупок на поставку изделий медицинского назначения, лекарственных препаратов, расходных материалов.

Типичными нарушениями, выявленными в результате рассмотрения жалоб участников закупки, являются:

- нарушения требований, предусмотренных ст. 34 Закона о контрактной системе к сроку оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

- неустановление в извещении о проведении электронного аукциона информации о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта и информации о банковском сопровождении контракта.

- включение в описание объекта закупки информации о товарном знаке требуемого к поставке товара.

 

  1. Работа Курганского УФАС России по ведению реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

 

В рамках осуществления полномочий по рассмотрению обращений государственных и муниципальных заказчиков о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, Курганским УФАС России за истекший период 2018 г. рассмотрено 9 таких обращений, что соответствует количеству обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, рассмотренных Курганским УФАС России за аналогичный период прошлого года.

В результате рассмотрения вышеуказанных обращений, в реестр недобросовестных поставщиков включена информация в отношении 3 хозяйствующих субъектов, а также их учредителей, с которыми контракты расторгнуты в одностороннем порядке заказчиками в виду существенного нарушения ими условий контрактов, что на 50 % менее общего количества таких субъектов, включенных Курганским УФАС России в реестр недобросовестных поставщиков в аналогичном периоде 2017 г.

Отказано во включении информации в реестр недобросовестных поставщиков в отношении 5 хозяйствующих субъектов, что превышает количество хозяйствующих субъектов, в отношении которых Курганским УФАС России приняты решения об отказе во включении в реестр недобросовестных поставщиков за аналогичный период прошлого года на 66, 6 %.

Принятые решения об отказе во включении информации в реестр недобросовестных поставщиков обусловлены следующими факторами:

- отсутствием доказательств, явно свидетельствующих о недобросовестном поведении лица к исполнению принятых на себя обязательств в рамках заключенного контракта, а также подтверждающих факт уклонения участника закупки от заключения контракта;

- наличием документального подтверждения факта невозможности своевременного подписания контракта по причинам, независящим от воли участника закупки.

 

  1. Проведение плановых и внеплановых проверок на предмет соблюдения субъектами контроля требований Закона о контрактной системе.

 

За истекший период 2018 г. Курганским УФАС России проведено 5 внеплановых проверок соблюдения субъектами контроля требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, из них 3 внеплановые проверки проведены в результате взаимодействия Курганского УФАС России со следственными органами СК РФ по Курганской области на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе в результате поступления информации о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

В действиях государственных и муниципальных заказчиков выявлено 5 нарушений требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.

За аналогичный период прошлого года Курганским УФАС России проведена 1 внеплановая проверка соблюдения субъектами контроля требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд. В результате проведения проверочных мероприятий в действиях государственного заказчика выявлено 4 нарушения требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.

Предписания об устранении выявленных нарушений не выдавались, поскольку на момент проведения проверок заказчиками были заключены контракты.

Следует отметить, что субъективное толкование положений ч. 4 ст. 99 Закона о контрактной системе, согласно которому у контрольного органа в сфере закупок отсутствуют полномочия осуществлять внеплановую проверку закупки после заключения контракта, разрешилось в пользу антимонопольного органа.

 

  1. Работа Курганского УФАС России по привлечению к административной ответственности должностных лиц государственных и муниципальных заказчиков за нарушения требований законодательства о контрактной системе.

 

По фактам выявленных нарушений в результате рассмотрения жалоб участников закупок и проведения проверок на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд за истекший период 2018 г. Курганским УФАС России возбуждено 31 дело об административных правонарушениях в отношении должностных лиц заказчиков, допустивших нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, что превышает общее количество дел об административных правонарушения, возбужденных Курганским УФАС России за истекший период 2017 г. на 41,6 %.

Всего за истекший период 2017 г. Курганским УФАС России рассмотрено 34 дела об административных правонарушениях, возбужденных, в том числе, по инициативе надзорных органов, по фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В результате рассмотрения вышеуказанных дел Курганским УФАС России вынесено:

- 9 постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении, из них 4 административных дела прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 2.9 КоАП РФ.

- 25 постановлений о привлечении к административной ответственности на общую сумму 190 764 руб. 45 коп., что превышает общую сумму административных штрафов, вынесенных в аналогичном периоде прошлого года на 31 %.

Говоря о привлечении к административной ответственности, следует обратить внимание на то, что Федеральным законом от 26.07.2017 № 189-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым КоАП РФ дополнен ст. 7.32.5, предусматривающей привлечение к административной ответственности должностных лиц заказчика за нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.

Согласно санкции, предусмотренной ч. 1 данной статьи, совершение указанных действий влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Так, в 2017 г. в адрес Курганского УФАС России поступило 9 дел об административных правонарушениях, возбужденных по инициативе надзорных органов по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, которые рассмотрены в пределах компетенции антимонопольного органа путем вынесения 3 постановлений о назначении административного наказания на общую сумму 80 000 руб., 6 постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении в виду отсутствия в действиях должностных лиц государственных и муниципальных заказчиков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.

За истекший период 2018 года материалов административных дел, возбужденных по инициативе надзорных органов по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ в отношении должностных лиц заказчиков в адрес Курганского УФАС России не поступало.

Однако, все чаще в адрес Курганского УФАС России поступают заявления и сообщения от юридических лиц, права которых нарушены отсутствуем оплаты со стороны заказчиков по фактам исполненных обязательств, содержащие достаточные данные, указывающие на наличие в действиях должностных лиц государственных и муниципальных заказчиков признаков составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ.

Указанные заявления и сообщения в силу ст. 28.1 КоАП РФ являются поводом к возбуждению административных дел в отношении виновных лиц, допустивших нарушение сроков оплаты по контрактам, заключенным в рамках Закона о контрактной системе.

 

5. Анализ судебной практики при рассмотрении заявлений о признании незаконными (недействительными) ненормативных правовых актов Курганского УФАС России, принятых в рамках Закона о контрактной системе.

За истекший период 2018 года Арбитражным судом Курганской области рассмотрено 5 заявлений о признании недействительными (незаконными) решений и предписаний по результатам рассмотрения жалоб, поданных в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе, принятых Курганским УФАС России в 2017 г.

В результате рассмотрения вышеуказанных заявлений Арбитражным судом Курганской области принято:

- 4 решения об отказе в удовлетворении заявленных требований;

- 1 решение об удовлетворении заявленных требований в части.

За истекший период 2018 года после обжалования в апелляционной инстанции в законную силу вступило 7 решений Арбитражного суда Курганской области, согласно которым заявителям отказано в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными (незаконными) решений и предписаний, принятых Курганским УФАС России в 2017 г.

11 заявлений о признании незаконными (недействительными) ненормативных правовых актов Курганского УФАС России, принятых в результате рассмотрения жалоб и обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков находятся в стадии рассмотрения Арбитражным судом Курганской области.

Анализируя правоприменительную практику Курганского УФАС России при рассмотрении жалоб участников закупок в рамках Закона о контрактной системе, которая поддержана Арбитражным судом Курганской области, следует обратить внимание на следующие обстоятельства и выводы антимонопольного органа:

  1. При осуществлении закупок в рамках Закона о контрактной системе заказчик вправе включить в документацию характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям. При этом, заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет и объект закупки. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам.

Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате осуществления закупки лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.

При этом, для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики).

Таким образом, включение в документацию о закупке условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

 

6. Работа территориального органа по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, рассмотрение которых предусмотрено статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области за истекший период 2018 году поступило 17 жалоб о нарушении процедуры торгов, рассмотрение которых предусмотрено статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Обжалованию подлежали действия организаторов торгов в различных сферах, в частности:

- при осуществлении отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 г. № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами»;

- при проведении аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков;

- при проведении электронных аукционов на право заключения договоров подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в Курганской области.

В результате рассмотрения жалоб, поданных относительно нарушений процедуры торгов, антимонопольным органом приняты решения о:

- возвращении 10 жалоб, по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 ч. 9 ст. 18.1 ФЗ-135 (жалоба не содержит обязательных сведений, указанных в ч. 6 ст. 18.1 ФЗ-135; жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами);

- перенаправлении 2 жалоб на действия организатора конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Курганской области в ФАС России;

- признании 2 жалоб при проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков, на действия организатора торгов – арбитражного управляющего при проведении открытого аукциона по продаже  легкового автомобиля обоснованными;

- признании 1 жалобы при проведении электронного аукциона на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных в Курганской области, необоснованной;

- 2 жалобы отозваны их подателями.

Жалобы на нарушение порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, Курганским УФАС России за истекший период 2018 года не рассматривались по причине отсутствия таковых.

Говоря об особенностях обжалования действий заказчика при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», следует обратить внимание на следующие обстоятельства.

При рассмотрении жалоб на действия заказчика при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» положения статьи 18.1 Закона о защите конкуренции являются общими нормами права.

Тогда как нормы права, содержащиеся в Федеральном законе от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», являются специальными, и их применение нужно расценивать как основополагающее.

Частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года 223-ФЗ четко определено, что участник закупки, корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или созданные ими организации вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с Законом о закупках размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

При этом, необходимо отметить, что норма права, закрепленная в части 10 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ является императивной, а перечень оснований, по которым участник закупки может обратиться в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика, является исчерпывающим.

Таким образом, основания для обжалования участником закупки действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ ограничены вышеупомянутой нормой права.

Из изложенного выше следует, что жалоба, поданная в антимонопольный орган на действия заказчика при осуществлении последним закупки товаров, работ, услуг в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ, должна содержать одно или несколько требований, обозначенных в части 10 статьи 3 указанного Закона, в противном случае рассмотрение такой жалобы по существу и признание ее, в случае установления нарушения, обоснованной, не представляется возможным, ввиду отсутствия для того правовых оснований.

 

 

8. Работа Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области в части согласования государственных и муниципальных преференций.

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Курганской области за истекший период 2018 года рассмотрено 3 заявления о даче согласия на предоставление государственных и муниципальных преференций.

По результатам рассмотрения обозначенных выше заявлений антимонопольным органом были приняты следующие решения:

- о даче согласия в отношении предоставления муниципальной преференции (предоставления имущества без торгов) в отношении 1 заявления

- о возврате заявлений о даче согласия на предоставление преференции (предоставления имущества без торгов, льготы по арендной плате) в отношении 2 заявлений по причине несоответствия представленных документов.

 

9. Работа Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области при рассмотрении заявлений о нарушении антимонопольного законодательства.

 

За истекший период 2018 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области поступило 18 заявлений (материалов) свидетельствующих о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, порядок рассмотрения которых установлен главой 9 Закона о защите конкуренции (в отношении статей 15, 17 Закона о защите конкуренции).

По итогам рассмотрения обозначенных заявлений антимонопольным органом приняты решения:

- о возбуждении дела в отношении 1 заявления по ч. 1 ст. 17 ФЗ-135.

- об отказе в возбуждении дела в отношении 8 заявлений (материалов);

- об оставлении заявлений (материалов) без рассмотрения в отношении 1 заявления;

- дать ответ заявителю в рамках Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в отношении 3 заявлений.

- в стадии рассмотрения находятся 5 заявлений.

 

 

 

 

Наверх